Инструкции, выдаваемые GPS навигационными системами для автомобилей, плод умно разработанных устройств, не всегда, увы, могущих спасти нас от самих себя. Исследования в США показали, что, когда команды GPS ошибочны, вина за это в большинстве случаев лежит на человеке.
Барри Браун, со-директор центра «Мобильная жизнь», базирующегося в Стокгольме, является соавтором руководства «Нормальных условий движения с GPS». Там разъясняется, что одним из недостатков навигатора является его не предназначенность для водителей, навигационные навыки которых атрофировались.
Интересные полевые исследовательские работы были проделаны в прошлом году. Браун, который в то время преподавал в университете Калифорнии, и студент помощник, Aлиссон Примак, установили две камеры в автомобилях, записывая то, что было во время вождения с помощью GPS. Видео записывало шаг за шагом все реакции водителей, а когда все пошло не так, разговоры в машине, а также их принимаемые решения.
После просмотра видео, исследователи разработали типологию «проблемы» навигации, среди которых пункты назначения, маршруты, обнаружение местоположения автомобиля и время прокладки маршрутов движения по прибору. Оказывается, что человеческая ошибка была ответственна за многие из возникавших проблем. Например, когда водитель съехал с шоссе, чтобы забрать какие-то вещи и захотел затем вернуться к тому же маршруту, пассажир, сопровождавший его ввел неверную точку выхода с шоссе, повлекшую последующую неверную информацию от устройства. И хотя все произошло не по вине программного обеспечения, водитель не разобравшись в сути обвинил в ошибке устройство. «Этот GPS действительно очень запутал», сказал он.
Предприятие «TomTom», ведущий производитель навигационных устройств, которыми оснащено 25% автомобилей в США и Европе, рассказывает, что эти системы предлагают водителям обильную и исчерпывающую информацию как визуально, так и выдают аудио инструкции. Но некоторые исследования подтверждают мнение, что все же голосовые подсказки без демонстраций на экране на много безопаснее.
Группа исследователей во главе с Эндрю Куном, адъюнкт-профессором в области электротехники и компьютерных технологий Университета Нью-Гемпшира, размещала добровольцев на тренажеры для вождения, где проводились испытания по контролю частоты и продолжительности взгляда на экран навигации т.е. момент, когда их глаза смотрели в сторону он маршрута движения. Они обнаружили, что в большинстве случаев этот взгляд длился дольше, чем 200 миллисекунд, то есть достаточно долго для влияния на безопасность движения.
В этом эксперименте, были использованы большие экраны, позволяющие легко наблюдать схемы маршрутов и были установлены над приборной панелью. «Не нужно менять угол обзора дороги при просмотре экрана навигатора», говорит Кун. Проверяя влияние процесса навигации при вождении с применением смартфона, т. е. на гораздо меньший экран и расположенный к тому же ниже, делает более вероятным зрительную потерю водителем контроля дороги на длительное время. «Получая голосовые инструкции, согласно проведенного тестирования, добровольцы добрались успешно до места назначения, и можно ответственно утверждать, что они справились гораздо лучше, так как сохранили зрительный контроль за дорогой. Тем не менее, большинство все же предпочитают иметь перед глазами навигационный экран, так как иначе начинают чувствовать беспокойство «, описывает Кун реакцию добровольцев.
Перевод: газета «Кларин», Аргентина.